Маршрут через Азербайджан может стать альтернативой Суэцкому каналу

Основой торговой инфраструктуры являются транспортные маршруты. От них зависит конкурентоспособность различных отраслей внутри стран и во всем мире.

Недавняя глобальная транспортная «пробка» в Суэцком канале, возникшая из-за севшего на мель контейнеровоза Ever Given, обернулась миллиардными убытками. По подсчетам судовой компании Lloyd’s List, каждый час простоя обошелся мировой экономике в 400 миллионов долларов.

Суэцкий коллапс заставил задуматься. Владельцы канала выход видят в расширении водной артерии. Правда, есть сомнения, что данный проект будет решен быстро. Его масштабность и дороговизна не позволяют надеяться на короткие сроки.

Более приемлемым вариантом является Транскаспийский маршрут. Конечно, Суэцкий канал отличается многими плюсами. Он является выгодным и самым коротким, но практика показала, что первое ЧП обошлось чрезвычайно ощутимыми потерями.

В настоящее время появляются новые транспортные маршруты, в прокладку которых вовлечены многие страны, в том числе – Азербайджан, отличающийся выгодным географическим расположением, дружескими отношениями с соседями, стабильностью внутренней обстановки, активными работами по модернизации и расширению транспортной инфраструктуры. Это делает республику крупным транзитным партнером мирового значения.

Уже сейчас возможно полноценное использование Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Его ключевые участники — Казахстан и Азербайджан. Активными партнерами являются Грузия, Турция и Украина. Данным маршрутом выполняют перевалку различных грузов из Китая на рынки Европы и Турции. В этом используются несколько контейнерных поездов NomadEkspress. Через отдельные морские порты перевозятся нефтепродукты, зерно и другие грузы.

В конце прошлого годы через Азербайджанскую Республику транзитом впервые отправили контейнерные поезда в Китай из Турции. Маршрут уже стал популярным среди грузоотправителей. Объяснение столь быстрой востребованности – скорости доставки и ее стоимости.

Полноценная реализация потенциала данного маршрута вполне реальна, поскольку уже началась разработка стратегии его развития до 2025 года. Специалисты отмечают наличие широких возможностей для повышения эффективности грузоперевозок. Все перечисленное говорит в пользу более активного использования Транскаспийского маршрута.