Гимн Азербайджана
   Гимн России
   Гимн Татарстана
Феерия азербайджанского танца: секреты и традиции

Национальный танец — это сущность культуры каждого народа, проявление его эмоций, особенностей и характера. Мода приходит и уходит, а народный танец остается с нами на протяжении веков и отражает нашу историю.
Национальный азербайджанский танец в крови у каждого азербайджанца, без него не обходится ни одно радостное событие в нашей жизни, мы можем не быть профессионалами, но никто другой не станцует «яллы» лучше азербайджанца.
По тематическому содержанию азербайджанские народные танцы разнообразны и делятся на трудовые («чобаны»), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые («тураджи»), военные («дженги»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы», «халай») и т.д.
В женских азербайджанских танцах преобладает постановка акцента на движениях головы, рук и верхней части тела, ноги скрыты под длинными платьями, поэтому, при перемещениях танцовщицы появляется ощущение, будто она плывет. Мужская хореография больше акцентирована на работе ногами, которые технически сложны, стремительны, в них заключается основная энергетика мужского азербайджанского танца, а руки сравнительно малоподвижны.
Женские танцы отличаются мягкой лиричностью и пластичностью грациозно-плавного движения – «Вагзалы», «Узундере», «Гяшянги», мужские же более оживленные, стремительные, бурные – «Газахы», «Гайтагы», «Ханчобаны», 2Шалахо».
Видов азербайджанских танцев множество. Но есть некоторые, которые наверняка знают все. Например, «Яллы», «Кочари», «Телло», «Сары гялин», «Терекеме», «Энзели», «Шалахо», «Вагзалы», «Джанги» и другие.
Примечательно то, что национальная одежда Азербайджана до сих пор повсеместно используется в национальных танцах.
При этом традиционно женский национальный костюм включает в себя чадру и лицевую занавеску рубенд, которые женщины надевали при выходе из дома, верхняя одежда сшивалась из ярких цветных тканей, также одежду дополняло множество различных ювелирных украшений. В отличие от пожилых, молодые женщины носили более светлую одежду.
Мужской национальный костюм был единым во всех зонах Азербайджана и состоял из «уст кейнейи» или чепкена, архалыга, габы, чухи, нижней рубахи, кальсон, шаровар. На протяжении всей азербайджанской истории шапка для мужчины была воплощением его чести, и потерять ее считалось страшным позором. Также важным элементом мужского костюма является пояс — серебряный или кожаный, или иногда шелковый кушак.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства на территории Азербайджана начался в незапамятные времена. Это подтверждают танцевальные сцены, отображенные в наскальной живописи Гобустана. Первые азербайджанские танцы были ритуальными и охотничьими. Уже в эпоху средневековья при дворах правителей на территории Азербайджана существовали танцевальные ансамбли, которые славились высоким мастерством танцовщиков.
Первый профессиональный танцевальный коллектив в Азербайджане был создан в 1938 году Алибабой Абдуллаевым, выступавшим с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и современных народных танцев.
В 1959 году в Азербайджане создается девичий самодеятельный танцевальный ансамбль «Чинар» под руководством Амины Дильбази, вскоре ставший профессиональным народным ансамблем.
Позднее, в 1970 году, создается Азербайджанский государственный ансамбль танца. Долгое время ансамбль возглавляли видные мастера балета, народные артисты СССР Лейла Векилова и Алибаба Абдуллаев.
С 1984 года ансамблем руководит народная артистка Азербайджана Афаг Меликова. В его репертуар входят танцы, поставленные на музыку азербайджанских композиторов Тофика Гулиева, Джахангира Джахангирова, Тельмана Гаджиева, Саида Рустамова, Гаджи Ханмамедова, Агшина Ализаде, Васифа Адыгезалова.
На свадьбах и днях рождениях, воспринимая танец лишь как выплеск энергии, под зажигательные ритмы мы выделываем различные телодвижения, стараясь при этом попасть в такт. Совсем иначе дело обстоит у профессиональных танцоров, посвятивших этому ремеслу свою жизнь. Ведь любой танец — это целая наука, где каждый поворот, шаг, движение, мимика несет особый смысл. Тут важна не только пластика, но и строгая последовательность движений, ибо танец красноречивее всяких слов.

ГОВОРИТ АФАГ МЕЛИКОВА

Народный танец имеет четкие рамки, требующие сохранять чистоту и оригинальность фольклорных традиций, и выдающаяся танцовщица, народная артистка Азербайджана, кавалер ордена «Слава», художественный руководитель заслуженного коллектива Азербайджанского государственного ансамбля танца Афаг Меликова строго придерживается этой концепции, не допуская ни малейшего разрушения неповторимого национального колорита.
«Все кавказские танцы красивые, но я считаю, что самые красивые танцы — это наши, причем как мужские, так и женские», — считает Афаг ханум.
По словам нашей собеседницы, в 7 лет она поступила в хореографическое училище, ее педагогом была народная артистка Советского Союза Лейла Векилова. В то время в училище были очень сильные педагоги, такие, как народная артистка Советского Союза Гамар Алмаз-заде, Рафига Ахундова, Максуд Мамедов и многие другие известные люди, которые преподавали в классическом отделении Балетной школы.
«После окончания я не пожелала пойти в Театр Оперы и Балета, я видела себя в народном стиле. В 1963 году я пришла в Азербайджанскую Государственную Филармонию имени Муслима Магамаева, в ансамбль песни и танца. Таким образом, мои первые шаги делались в профессиональном коллективе. Алибаба Абдуллаев сразу меня выделил, стал делать под меня самые лучшие композиции, которые я успешно исполняла.
В 1975 году меня перевели в ансамбль танца в качестве солистки и педагога-репетира, спустя 5 лет я была назначена балетмейстером, а с 1983 года стала художественным руководителем Государственного ансамбля танца. Я уже сама начала ставить танцы, стараясь передать своим солистам нужные чувства, ведь без этого никак нельзя. Наша профессия такова, что необходимо танец прочувствовать, ощутить его внутри себя и затем передать эти чувства зрителю. Практически все танцы я исполняла с удовольствием. Неправильно, если тебе танец не нравится, а балетмейстер его ставит. Ты станцуешь, но в этом случае его сложнее будет прочувствовать, передать изюминку, вложенную в данный танец.
Начиная с 1983 года и по сей день, мои постановки исполняются не только в нашей республике, но и за ее пределами, где зрители аплодируют стоя. Например, танец «Сары гялин» я поставила за 3 дня, когда нам нужно было уезжать на гастроли.
Танец для меня — это жизнь, — признается Афаг Меликова. — Я живу и дышу этим, и я счастлива, что практически во всех танцевальных коллективах страны есть мои ученики, которые добились определенных успехов в этом виде искусства. Я горжусь тем, что мои ученики, с которыми я работала, ставила много постановок, вкладывала в них свою душу, стали выдающимися солистами. Это народная артистка Азербайджана Тарана Мурадова, Руфат Халилзаде, заслуженная артистка Этери Джафарова, Хошбахт Мамедов, Эльчин Гадимов, Нигяр Рзаева, Джамиля Байрамова и многие другие. Сегодня они выступают на самых лучших сценах мира. Я горжусь тем, что смогла вложить в них все свои знания и мастерство, и считаю себя самым богатым человеком, потому что у меня есть столько учеников, мы все вместе трудимся и работаем на благо нашей страны».

РАССКАЗЫВАЕТ ТАРАНА МУРАДОВА

Удивительно красивый и светлый человек, посвятивший себя народным танцам, — прославленная танцовщица, народная артистка Азербайджана, солистка Азербайджанского государственного ансамбля танца, президент Австрийско-азербайджанского благотворительного общества Тарана Мурадова поделилась с нами наиболее интересными фактами.
«Танец — это отражение души народа, его специфики, характера. Я изучала танцы многих народов мира и могу твердо сказать, что такое разнообразие технических элементов, которые сложно запомнить даже профессионалам, игривость, эмоциональность, достоинство, возможность показать всю красоту женщины, ее грацию, нежность и стать, как в азербайджанском танце, нет нигде. Я выступала во многих странах и каждый раз после концертов к нам подходили зрители и выражали свое восхищение красотой наших танцев и костюмов».
Народные танцы в Азербайджане имеют весьма древнюю историю. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. В Гобустанском археологическом заповеднике сохранились наскальные изображения «Охотничья сценка», «Силуэты группы танцующих людей», напоминающие древний хоровод «яллы», которые подтверждают это.
Наш народный танец удивительно красив, и женское исполнение танца — это олицетворение образа настоящей женщины, это лебединая нежность и стать, и если танец исполняется правильно, то это плывущий лебедь в национальном костюме.
Народный танец для азербайджанской женщины — это, прежде всего ее красивые руки, работа шеи во время исполнения, глаза, мимика. При этом, когда ставится какой-то танец, он соответствует таланту танцовщицы, ее стилю, ведь одна танцовщица может танцевать только технику, другая только лирику.
«Основа культуры всех азербайджанских танцев взята из наших регионов, — рассказывает Тарана Мурадова, — и Алибаба Абдуллаев, и все, кто делал первые постановки азербайджанских танцев, начали с народных движений. Как каждый художник пытается изобразить увиденное им на холсте, так и хореограф старается воплотить это на сцене. В таких танцах, как «Шалахо», «Тярякямя», «»Сары гялин», «Узундере», есть такие движения как «сындырма», «сюзмя», «бурджутма» — это все азербайджанские элементы, которые были взяты у народа и воплощены в хореографическом стиле.
В новом направлении танца мы внедряем больше техники, больше классики, потому что лично для меня классика останется вечной. Модерн, спортивный танец — это как мода, придет и уйдет. Поэтому мы стараемся изобразить в наших движениях больше классических па, и в данный момент в Балетной академии наибольший акцент делается на классический танец, на сегодняшний день молодежь, прежде чем выучиться народному танцу, должна пройти большую школу классического танца.
По сути, танец — это очень сложная профессия, хотя многие считают, что там ничего сложного, выходишь и танцуешь, и все. В каждом танце в любой стране изучаются азы, особенно сложны азы фольклорного танца, потому что есть очень тонкие нюансы — ведь наша, азербайджанская кисть руки держит формы Буты, и если неправильно держать руку, мы сразу можем перейти в стиль другой нации. А мы не имеем права это делать, это наша культура».
По словам народной артистки, на сегодняшний день азербайджанский танец процветает, приезжают хореографы, балетмейстеры, но, несмотря на это, Государственный ансамбль танца всегда танцевал одну из лучших программ. Тарана Мурадова говорит, что 35 лет работает в ансамбле и знает, как аплодируют азербайджанскому танцу. Поставленные Афаг Меликовой танцы, таких, как «Одлар Юрду», «Карабах регси», «Вагзылы Мирзеи» и др. уже имеют свое направление, вошли в историю и будут передаваться от поколения к поколению.
Одним из основателей современной школы азербайджанского танца был Алибаба Абдуллаев. Такие звезды, как Гамар Алмаз-заде, Амина Дильбази, Роза Джалилова, Лейла Векилова, Рафига Ахундова, Афаг Меликова вносили много новизны в культуру танца. Одновременно в Азербайджане стараются сберечь наши старые танцы, такие, как «Тярякямя», «Наз елямя», «Сары гялин», «Узундере», «Иннаби», «Инджелик», «Кочари». Это культурное и историческое наследие азербайджанского народа, передающееся от поколения к поколению, ценность, которую мы обязаны охранять от посягательств соседей.
Кстати, об армянском плагиате. По словам Тараны ханум, с этим они борются тем, что во всех странах первым долгом исполняем те танцы, которые наши соседи пытаются присвоить.
«Столетиями эти танцы были азербайджанскими. Мы знаем историю «Узундере», как перевозили невесту с одной деревни в другую, по тернистым дорогам, поэтому и танец получил такое название. Также я всегда интересовалась историей «Сары гялин», который Афаг ханум недавно поставила в новом направлении. Одна историк-искусствовед рассказывала мне такую версию. Парень был влюблен в девушку, она была очень юная, светлая, рыженькая, шекинка (ведь в Шеки в основном все светлые). Откуда и появились слова народной песни, после чего написали мелодию, и так родилась эта композиция. Поэтому во время исполнения этого танца по сей день стараются надеть желтый наряд, подобрать более светлую солистку. Этот танец олицетворяет любовь.
Если 70 лет назад такие корифеи танцев, как Роза Джалилова, Амина Дильбази уже исполняли танцы «Сары гялин», «Узундере», «Кочари», о каком присвоении может идти речь? У нас по этому поводу проводятся специальные уроки и ведется пропаганда среди молодежи».
В заключение хотелось бы вернуться к началу статьи и повторить еще раз: азербайджанский танец в душе каждого из нас. Азербайджан — единственная страна в мире, где молодежь на дискотеках танцует народные танцы. Эта музыка, эти ритмы пришли к нам из глубины веков, это нечто, без чего мы не можем, это — на уровне генов.
Так что — танцуют все!
Феерия азербайджанского танца секреты и традиции 2
Феерия азербайджанского танца секреты и традиции 3
Феерия азербайджанского танца секреты и традиции 4
Феерия азербайджанского танца секреты и традиции 5
Феерия азербайджанского танца секреты и традиции 6
Феерия азербайджанского танца секреты и традиции 7

Тамилла Мамедова