Гимн Азербайджана
   Гимн России
   Гимн Татарстана
Страсти по Толстому: российские актеры продемонстрировали в Баку «Русский роман»

На днях актеры Московского академического театра имени Владимира Маяковского исполнили на сцене Азербайджанского государственного русского драматического театра спектакль «Русский роман», поставленный по одноименной пьесе одного из лучших современных драматургов Марюса Ивашкявичюса.

На протяжении нескольких лет драматург изучал биографию, жизнь и творчество писателя, собирал уникальные факты, общался со многими исследователями творчества Л.Н.Толстого. Результатами работы стало произведение, в котором переплетается жизнь и творчество великого русского писателя.

В феврале 2016 года состоялась премьера спектакля, сразу полюбившаяся зрителями. Она была номинирована на 5 номинаций «Золотой маски», а также получила премию газеты «Московский комсомолец». Пьеса была написана по заказу театра.

Гастроли труппы были организованы в рамках программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли-2015. Международная программа» Министерства культуры России.

Публика Баку с нетерпением ждала приезда легендарной актрисы театра и кино, народной артистки Евгении Симоновой, исполнявшая в этом спектакле главную героиню — супругу Толстого Софью Андреевну.

На спектакле собрался полный зал, присутствовал и министр культуры, туризма Абульфас Гараев.

«Русский роман» — это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа «Анна Каренина», в котором Лев Толстой выступает как автор своей же семейной драмы. Роман, построенный на жизни писателя, в будущем либо строит жизнь автора, либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений.

В пьесе не только передан синтаксис и словарный запас героев Толстого, но уловлен склад души и круг мыслей их автора. Жизнь перетекает в литературу, а литература — в жизнь с головокружительной свободой.

Эпизоды идут внахлест — сцены в усадьбе Левина сменяются сценами в доме Толстых, мужицкая изба крестьянской зазнобы Толстого Аксиньи — комнатой Анны Карениной. Супруга стремится быть для Толстого музой, но становится ему лишь женой. Она ревнует его ко всему и борется со всеми, кто хочет отнять у нее ее Левочку, — даже с великим Львом Толстым, уходящим все дальше от семьи и быта к духу и вечности.

Главного героя в спектакле не видно. Его ждут, к нему апеллируют, к нему адресуются. Софья Андреевна ведет с ним нескончаемый диалог, пытаясь опереться на свои права жены, помощницы, музы. Она страдает и любит, но также хитрит, взывает к здравому смыслу и состраданию, закатывает истерики и шантажирует. И невозможно удержаться от вздоха боли, когда ты видишь ее съежившийся силуэт под окнами той избушки стрелочника, где умирал сбежавший из дома Лев Толстой. И наблюдаешь ее бесполезные попытки пробиться из-за спин равнодушных фанатов, окруживших его последнее ложе.

В эпилоге драматург и режиссер дарят ей длинную сцену мечты о покое: на сцене за столом собираются дети, даже умерший Ванечка пролетит летучей мышью. Лев Львович изобразит отца, все будут радоваться сходству.

После, героиня в одиночестве, в яснополянском доме, будет читать длинные и путаные письма сына, с умилением вглядываясь в подпись: «Любящий тебя Лев Толстой». Он намерен увековечить бессмертие отца за океаном, рассказывая о нем в паузах между выступлениями клоунов и эстрадных артистов. В завершении спектакля одна из героинь спускается в зал и начинает во всех зрителей бросать лепестки красных роз.

Каждый актер профессионально исполнял свою роль, и по мастерски перевоплощался, так что зрители не могли найти сходства между его предыдущим образом. Особо поразили актеры: Татьяна Орлова, Алексей Дякин, Вера Панфилова, Сергей Удовик, Алексей Сергеев, Павел Пархоменко, Юлий Силаев, Юлий Соломатин, Майя Полянская, Максим Глебов и многие другие. Евгения Симоновна влюбила в себя зрителей. Она выложилась на сцене на 100 процентов, проживая свою роль, а не играя. Переживания и страдания актрисы переходили и зрителям, которые смотрели весь спектакль словно завороженные.