Снижающийся спрос на железнодорожные перевозки углубляет финансовые проблемы

Азиатским банком развития (ADB) опубликован отчет по воплощению программы развития в сфере Азербайджанских железных дорог.

В нем содержится подробная информация о текущем состоянии железнодорожного сектора страны, а также прогнозы относительно будущего. ADB приводит данные о проектах, которые находятся в стадии реализации в рамках программы банка.

Программой развития железных дорог Азербайджанской Республики предусматривается финансовая поддержка восстановительных работ на железнодорожной линии и восстановления структуры Сумгайыт — Ялама.

Этой железнодорожной линии принадлежит огромная роль во всем транспортном коридоре Север — Юг. Благодаря программе улучшится эксплуатация железнодорожной сети и управление ею, вновь сформируется система финансов, контроля и отчетности.

В соответствии со статистикой, которая подготовлена  ADB, в Азербайджанской Республике устойчиво снижается доля железной дороги в транспортной отрасли. Такая же тенденция наблюдается в настоящее время и в странах региона.

Расширенные дорожные сети и улучшенная нефтегазовая сеть все успешнее конкурируют с железными дорогами. Из-за дефицита инвестиций долгое время тормозилось развитие этой инфраструктуры.

На старте 2000-х годов в нефтегазовый сектор стали поступать инвестиции, которые дали большую пользу и транспортной отрасли, получившей выгоды от увеличения перевозок стройматериалов и потребительской группы товаров. Но продолжает наблюдаться снижение рыночной доли железных дорог.

Перевозки по железной дороге в 2006 году составили 26,5 млн. тонн грузов, в 2010-м – 22,4 млн., в 2016-м – 15, 5 млн. В прошлом году эта цифра была равна 14,6 млн. тонн грузов.

Из-за текущих проблем ухудшилось финансовое состояние «Азербайджанских железных дорог». Операции продолжаются лишь благодаря растущему долгу компании.

АЖД испытывает глубокие институциональные и финансовые проблемы по причине снижающегося спроса на перевозки грузов по дорогам и резкого сокращения пассажироперевозок.

Модернизация железнодорожного коридора Восток – Запад происходит с 2009 года. Север – Юг ощущает потребность в расширении четырех железных дорог. Отличающаяся большим потенциалом линия Яламы — Астара сейчас совершенствуется. Запланировано расширение дороги от Решт (провинция Ирана) до Астары.