Концертом «Музыкальный мир тюркского края» на сцене Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева в Баку завершился XIV Международный фестиваль имени Узеира Гаджибейли. Об успехах наших земляков специально для «Казанского репортёра» расскажет доктор философии по искусствоведению Арзу Мамедова.
Международный фестиваль, носящий имя великого Узеира Гаджибейли –основоположника современного профессионального музыкального искусства Азербайджана, вот уже более десяти лет украшает жаркие сентябрьские дни Баку праздником музыки.
Известный своим невероятным талантом, Узеир Гаджибейли является композитором, внесшим свой вклад в мировое музыкальное наследие. Он автор первой в исламском мире оперы «Лейли и Меджнун», государственного гимна Азербайджана и множества шедевров, которые до сих пор любимы тысячами.
Фестиваль – это всегда новые имена, открытия, встречи, возможность молодым исполнителям заявить о себе, а композиторам озвучить свои новые опусы. Программа XIV фестиваля, организованного Фондом Гейдара Алиева и Министерством культуры Азербайджана, и на этот раз поразила обширностью, насыщенностью: порой было сложно охватить все заинтересовавшие тебя концерты. Порадовал в целом высокий уровень исполнительства. Музыканты из многих стран – России, Латвии, Эстонии, Сирии, Италии, Канады, Турции и ряда других – в течение недели дарили своё искусство бакинским меломанам.
Достойной, блистательной, взрывной кульминацией музыкального праздника стал финальный вечер: закрытие фестиваля было посвящено симфонической музыке тюркских стран. Концерт из произведений тюркских композиторов нового времени явился очень яркой панорамой творчества представителей разных поколений, мировоззрений, композиторских школ (Азербайджана, Казахстана, Татарстана, Узбекистана и Туркменистана) и их художественного опыта.
Одним из соратников патриарха тюркской академической музыки Узеира Гаджибейли был выдающийся композитор, общественный деятель Татарстана Назиб Жиганов. Профессор Казанской государственной консерватории, доктор искусствоведения Александр Маклыгин, ссылаясь на воспоминания Назиба Гаязовича, свидетельствует, что именно Гаджибейли убедил Жиганова в необходимости открытия консерватории в Казани. Встречу с Гаджибейли на Декаде музыки республик Закавказья в Тбилиси в 1944 году Жиганов впоследствии назовёт одной из самых значительных и поворотных в своей судьбе.
В знак их дружбы в концерте прозвучало «Небесное движение» татарского композитора заведующего кафедрой композиции Казанской государственной консерватории Эльмира Низамова заставило нас предаться размышлениям о непоколебимо-суровом движении небесных светил по своим орбитам, определяющим наши судьбы на века вперед, где есть и грандиозные катаклизмы, потрясения, и неизменно – величие предначертаний. Впрочем, это одно из возможных прочтений данного завораживающего симфонического полотна.
Это произведение представляло Россию на конкурсе «Международная трибуна современной музыки», организованном в 2013 году Международным советом по музыке ЮНЕСКО (International Music Council) и Европейским вещательным союзом (European broadcasting union), а в 2016 году было исполнено старейшим Филармоническим оркестром Монте-Карло.
Афиша финального празднества Международного фестиваля имени Узеира Гаджибейли включала и ещё одно имя прославленного казанца. Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли выступил под руководством Айрата Кашаева – дирижёра Государственного академического Большого театра России и дирижёра Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. Айрату Кашаеву удалось, сохранив индивидуальный облик стилистически различных сочинений, связать их в целостное, торжественно-монументальное действо. Оркестр, подчиняясь удивительной пластике рук дирижёра, необычайно динамичного, тонкого и чуткого, создал богатую тембровую палитру с огромными звуковыми градациями – от импрессионистски-прозрачных, утончённо-радужных до грандиозно-рокочущих, ослепительно сверкающих красок.
Своего рода прологом заключительного концерта фестиваля стало произведение классика азербайджанской музыки Фикрета Амирова, столетие которого широко отмечается в 2022 году. Написанный в 1957 году в соавторстве с Эльмирой Назировой Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, хронологически отстаёт от прозвучавших в тот вечер сочинений, созданных в XXI столетии, однако вписывается в концептуальный замысел вечера, как один из истоков идеи, питающей эволюцию будущих поколений. Как известно, первой исполнительницей произведения была великолепная пианистка и композитор Эльмира Назирова. В заключительном концерте фестиваля солировала Наргиз Алиярова – заслуженная артистка, известная представительница азербайджанской фортепианной школы.
Программа концерта широко представила концептосферу тюркского мира, в которой органично сочетались живописная картинность с буйством красок и тембров, торжественная эпичность, сдержанно-сосредоточенная лирика, высокий пафос героики. Каждое из произведений, отличающееся оригинальным драматургическим решением, запомнилось очень зримой образностью и в то же время дало простор для неоднозначности интерпретаций. Так, туркменский композитор Мердан Бяшимов своей композицией «Когда стихнет ветер» погрузил нас в удивительно тонкий звуковой образ стихии ветра, то пугающе разбушевавшегося, то ласкающего, убаюкивающего таинственным шёпотом.
Пятичастная симфония «Хаял» («Грёзы») азербайджанского композитора Алии Мамедовой была представлена всего двумя частями, и тем не менее, это передало посыл автора о «потрясениях нашего поколения и застаревшей боли, казалось, несбыточной мечте, и, наконец, доставшейся дорогой ценой победе – освобождении Карабаха после 30-ти лет мучительно тягостной разлуки», – так ёмко охарактеризовала сочинение Алии Мамедовой музыковед Зумруд Дадашзаде в своём вступительном слове. Отмечу, что в марте 2022 года симфония Алии Мамедовой представила Азербайджан в Казани на концерте «Современная музыка мусульманского мира», посвященном 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Тогда это сочинение исполнил симфонический оркестр Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова под управлением Айрата Кашаева.
Невероятная изобретательность, изысканность, и в то же время феерически яркий колорит красок, прихотливость ритмического рисунка «Согдийских фресок» узбекского композитора Мустафо Бафоева воскрешают далёкое прошлое согдийского царства, оживляют страницы славной истории, богатой культуры, обряды и праздники.
Композиция «Дала сыры» («Тайна степи») казахского композитора Актоты Раимкуловой, завершая концерт, показала отношение к культурной традиции, с которой у композитора крепкая связь напрямую и по родственной линии – её прадед автор многих известных песен, бытующих в Казахстане как народные. Не случайно в концепцию ее симфонического сочинения «вписано» участие этнографического вокально-инструментального ансамбля (фольклорный ансамбль «Туран»), который затем и обобщил замысел всего финального вечера своим сольным выступлением. Оно, как оживший мистический голос предков, явилось подлинным средоточением колоссальной силы, энергии ошеломляющей космической мощи, зарядившей концертный зал и сплотившей всех присутствующих в едином экстатическом порыве.
Значение этого концерта вышло за рамки чисто музыкального события, вписываясь в контекст современных социокультурных процессов, формирования единого тюркского пространства. Подобно индикатору, прозвучавшая музыка как нельзя более наглядно проявила и те общие генетические коды, которые связывают представителей разных композиторских школ тюркского мира, несмотря на временные и пространственные расстояния.
Арзу Мамедова, доктор философии по искусствоведению, доцент Бакинской Музыкальной Академии им. Узеира Гаджибейли.
07.12.2024
07.12.2024
07.12.2024
07.12.2024